Концепция проекта

Составление бизнес-плана фитнес клуба начинается с разработки его общей концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо определиться с основной аудиторией зала. Сегментацию потенциальных клиентов можно производить по нескольким критериям:

  • По уровню доходов (бюджетный вариант или клуб премиум-класса);
  • По полу (клуб исключительно для женщин или зал для мужчин).

Мы рассмотрим вариант, который рассчитан на посетителей мужского и женского пола с уровнем дохода несколько выше среднего, так как будем условно считать, что заведение открывается в районе элитной застройки. Также примем в качестве условия, что основной акцент в нашем зале будет сделан на качественное оборудование и сервис высокого уровня.

Услуги, предоставляемые фитнес-клубом

Реальный бизнес-план фитнес центра должен предусматривать виды услуг, которые будут наиболее востребованными в данном районе с принятой за основу аудиторией клиентов. Чтобы зал давал максимальную отдачу, нужно кроме основной услуги, заключающейся в предоставлении возможности тренироваться по абонементу, предусмотреть и другие сервисы. Это может быть сауна, массажный кабинет, солярий, салон красоты. Отлично показали себя в последнее время фит-бары, где посетители клуба могут приобрести протеиновые и кислородные коктейли, свежие фруктовые соки и витаминные салаты.
Будем считать, что наш будущий фитнес клуб будет предоставлять следующие виды услуг:

  • Тренажерный зал;
  • Фитнес;
  • Солярий;
  • Массаж;
  • Спортивный бар.

Нужно заметить, что перечень предоставляемых услуг, показанных в нашей статье, является примерным и может дополняться или сокращаться, в зависимости от возможностей и запросов аудитории. Это очень ответственная часть проекта, так как от нее во многом зависит ответ на важный вопрос - «Сколько стоит открыть фитнес клуб?»

Характеристики помещения

Правильный выбор помещения является одной из важных составляющих успеха в этом бизнесе. При выборе должны учитываться следующие параметры:

  • Зал должен располагаться в густонаселенном районе, желательно спальном. Большим плюсом будет расположенный поблизости крупный офисный центр или торговый комплекс. Не подходят для размещения фитнес клуба промышленные зоны, туристические центры, пригородные районы частной застройки.
  • Площадь помещения рассчитывается с учетом того, чтобы на одного посетителя приходилось 5-6 м2 площади. При средних показателях посещаемости, площадь зала должна составлять не менее 250-300 м2.
  • Непременно рассматривается наличие туалетов, душевых, раздевалок или возможность их создания при переоснащении существующего помещения. Также, в нашем случае, нужны отдельные помещения для солярия, массажного кабинета и дополнительная площадь для оборудования бара.

Нужно учесть также и то, что многие посетители будут приезжать на автомобилях и им нужно будет место для парковки. Наличие паркинга со свободными местами является для многих посетителей очень важным условием комфорта, поэтому этот момент не стоит упускать.

Организационный план

В любом бизнес-плане должны быть учтены организационные моменты. Вот основные задачи, которых не избежать при открытии тренажерного зала:

  • Поиск помещения для приобретения или аренды. Решение о покупке или найму принимается в зависимости от финансовых возможностей и предполагаемой окупаемости проекта;
  • Регистрация предприятия. Компания может быть зарегистрирована как частное предприятие или общество с ограниченной ответственностью. Положительным моментом является то, что такой род деятельности не требует специальных разрешений и лицензий;
  • Проведение ремонтных работ в будущем фитнес клубе, с учетом его концепции и техническими требованиями;
  • Приобретение профессионального оборудования для тренажерного зала;
  • Поиск квалифицированного персонала;
  • Рекламное продвижение бизнеса.
  • Если нет возможности прибрести помещение в собственность, лучше заключить договор долгосрочной аренды, например, на 5 лет. Опыт показывает, что в этом случае можно получить отличный зал на очень выгодных условиях. При покупке оборудования не нужно забывать и о таких вещах как шкафчики для раздевалки, стойка администратора, барная стойка, офисная мебель, диваны для отдыха, специальная мебель для массажного кабинета и косметологического салона.

Приобретение спортивного оборудования

Для фитнес клуба премиум класса, подойдет только оборудование самого высокого качества. В тренажерном зале должны быть устройства следующих типов:

  • Силовое оборудование, такое как блочные и нагружаемые дисками тренажеры;
  • Кардио оборудование: беговые дорожки, орбитреки, велотренажеры;
  • Свободные веса: штанги, гантельные ряды, гири;
  • Вспомогательные приспособления: лавки, стойки;
  • Дополнительное оборудование для фитнеса: медболы, скакалки, степ-платформы.

Приобретая тренажеры, следует сразу же уточнить у поставщиков то, каким образом будет производиться их сервисное обслуживание и ремонт.

Подбор персонала

Кадровый вопрос очень важен в любом бизнесе, поэтому, разрабатывая план, как открыть фитнес клуб, на подборе персонала нужно акцентировать особое внимание. Для рассматриваемого нами заведения понадобится следующий персонал:

  • Администратор, в обязанности которого будет входить работа с клиентами, а также ведение необходимого документооборота и отчетности;
  • Инструктор. Этот сотрудник отвечает за организацию тренировочного процесса и составление индивидуальных программ занятий. Можно сказать, что этот специалист является ключевым, поэтому его квалификация должна быть максимально высокой;
  • Массажист;
  • Косметолог;
  • Технический персонал: уборщица, охранник и т.д.

Штатное расписание фитнес клуба может изменяться в зависимости от появления новых видов услуг.

Реклама

Без грамотно проведенного продвижения и рекламных компаний, успешное развитие бизнеса невозможно. Чтобы о вашем фитнес клубе и его услугах узнало как можно больше потенциальных клиентов, необходим ряд локальных мероприятий:

  • Размещение привлекательной и хорошо заметной вывески, которая обязательно должна отображать виды услуг фитнес клуба;
  • Расклейка рекламных плакатов и листовок в районе расположения заведения – на досках объявлений возле бизнес центров и торговых комплексов, на остановках общественного транспорта, возле крупных парковок;
  • Распространение листовок с рекламой клуба;
  • Создание и раскрутка социальных страниц: Facebook, Instagram, Twitter...
  • Запуск рекламы на радиостанциях вашего города;
  • Создание и раскрутка канала на YouTube;
  • Создание региональной рекламной компании Google Adwords;
  • Организация «дня открытых дверей» с пробными бесплатными тренировками для всех желающих.

При организации рекламных кампаний нужно учитывать сезонность бизнеса – в летнее время наблюдается спад посещаемости, так как многие уезжают на отдых. Этот период нуждается в особо активной рекламной поддержке, подразумевающей сезонные скидки и льготные условия посещений.

Финансовый план

На основе перечисленных выше пунктов, составляется финансовый план, в котором учитываются затраты двух основных типов:

  • Первоначальные, включающие в себя приобретение оборудования, ремонт, покупку мебели, а также расходы на регистрацию предприятия;
  • Ежемесячные затраты: аренда помещения, уплата налогов, расходы коммунальные и эксплуатационные, заработная плата персонала, расходы на проведение рекламных компаний.

Важно произвести также расчет дохода, который будет приносить фитнес клуб. Зная приблизительную прибыль от бизнеса и затраты, легко можно вычислить его рентабельность. Доход тренажерного зала можно с достаточно высокой степенью точности вычислить, ориентируясь на среднюю стоимость абонемента в вашем районе города и планируемое количество посетителей. Стоит учитывать, что в первые месяцы работы фитнес клуба, среднемесячное число его клиентов вряд ли превысит 100-150 человек, но со временем можно уверенно рассчитывать на 400-600 посетителей. Существует так называемое правило Парето, которое говорит о том, что 80% посетителей любого зала – это постоянные клиенты, а 20% - новые.
Составляя бизнес план для фитнес клуба, важно рассчитать сроки окупаемости бизнеса. При выполнении всех описанных условий, а также активном рекламном продвижении, вложения окупятся через 1,5-2 года.