Концепция проекта
Составление бизнес-плана фитнес клуба начинается с разработки его общей концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо определиться с основной аудиторией зала. Сегментацию потенциальных клиентов можно производить по нескольким критериям:
- По уровню доходов (бюджетный вариант или клуб премиум-класса);
- По полу (клуб исключительно для женщин или зал для мужчин).
Мы рассмотрим вариант, который рассчитан на посетителей мужского и женского пола с уровнем дохода несколько выше среднего, так как будем условно считать, что заведение открывается в районе элитной застройки. Также примем в качестве условия, что основной акцент в нашем зале будет сделан на качественное оборудование и сервис высокого уровня.
Услуги, предоставляемые фитнес-клубом
Реальный бизнес-план фитнес центра должен предусматривать виды услуг, которые будут наиболее востребованными в данном районе с принятой за основу аудиторией клиентов. Чтобы зал давал максимальную отдачу, нужно кроме основной услуги, заключающейся в предоставлении возможности тренироваться по абонементу, предусмотреть и другие сервисы. Это может быть сауна, массажный кабинет, солярий, салон красоты. Отлично показали себя в последнее время фит-бары, где посетители клуба могут приобрести протеиновые и кислородные коктейли, свежие фруктовые соки и витаминные салаты.
Будем считать, что наш будущий фитнес клуб будет предоставлять следующие виды услуг:
- Тренажерный зал;
- Фитнес;
- Солярий;
- Массаж;
- Спортивный бар.
Нужно заметить, что перечень предоставляемых услуг, показанных в нашей статье, является примерным и может дополняться или сокращаться, в зависимости от возможностей и запросов аудитории. Это очень ответственная часть проекта, так как от нее во многом зависит ответ на важный вопрос - «Сколько стоит открыть фитнес клуб?»
Характеристики помещения
Правильный выбор помещения является одной из важных составляющих успеха в этом бизнесе. При выборе должны учитываться следующие параметры:
- Зал должен располагаться в густонаселенном районе, желательно спальном. Большим плюсом будет расположенный поблизости крупный офисный центр или торговый комплекс. Не подходят для размещения фитнес клуба промышленные зоны, туристические центры, пригородные районы частной застройки.
- Площадь помещения рассчитывается с учетом того, чтобы на одного посетителя приходилось 5-6 м2 площади. При средних показателях посещаемости, площадь зала должна составлять не менее 250-300 м2.
- Непременно рассматривается наличие туалетов, душевых, раздевалок или возможность их создания при переоснащении существующего помещения. Также, в нашем случае, нужны отдельные помещения для солярия, массажного кабинета и дополнительная площадь для оборудования бара.
Нужно учесть также и то, что многие посетители будут приезжать на автомобилях и им нужно будет место для парковки. Наличие паркинга со свободными местами является для многих посетителей очень важным условием комфорта, поэтому этот момент не стоит упускать.
Организационный план
В любом бизнес-плане должны быть учтены организационные моменты. Вот основные задачи, которых не избежать при открытии тренажерного зала:
- Поиск помещения для приобретения или аренды. Решение о покупке или найму принимается в зависимости от финансовых возможностей и предполагаемой окупаемости проекта;
- Регистрация предприятия. Компания может быть зарегистрирована как частное предприятие или общество с ограниченной ответственностью. Положительным моментом является то, что такой род деятельности не требует специальных разрешений и лицензий;
- Проведение ремонтных работ в будущем фитнес клубе, с учетом его концепции и техническими требованиями;
- Приобретение профессионального оборудования для тренажерного зала;
- Поиск квалифицированного персонала;
- Рекламное продвижение бизнеса.
- Если нет возможности прибрести помещение в собственность, лучше заключить договор долгосрочной аренды, например, на 5 лет. Опыт показывает, что в этом случае можно получить отличный зал на очень выгодных условиях. При покупке оборудования не нужно забывать и о таких вещах как шкафчики для раздевалки, стойка администратора, барная стойка, офисная мебель, диваны для отдыха, специальная мебель для массажного кабинета и косметологического салона.
Приобретение спортивного оборудования
Для фитнес клуба премиум класса, подойдет только оборудование самого высокого качества. В тренажерном зале должны быть устройства следующих типов:
- Силовое оборудование, такое как блочные и нагружаемые дисками тренажеры;
- Кардио оборудование: беговые дорожки, орбитреки, велотренажеры;
- Свободные веса: штанги, гантельные ряды, гири;
- Вспомогательные приспособления: лавки, стойки;
- Дополнительное оборудование для фитнеса: медболы, скакалки, степ-платформы.
Приобретая тренажеры, следует сразу же уточнить у поставщиков то, каким образом будет производиться их сервисное обслуживание и ремонт.
Подбор персонала
Кадровый вопрос очень важен в любом бизнесе, поэтому, разрабатывая план, как открыть фитнес клуб, на подборе персонала нужно акцентировать особое внимание. Для рассматриваемого нами заведения понадобится следующий персонал:
- Администратор, в обязанности которого будет входить работа с клиентами, а также ведение необходимого документооборота и отчетности;
- Инструктор. Этот сотрудник отвечает за организацию тренировочного процесса и составление индивидуальных программ занятий. Можно сказать, что этот специалист является ключевым, поэтому его квалификация должна быть максимально высокой;
- Массажист;
- Косметолог;
- Технический персонал: уборщица, охранник и т.д.
Штатное расписание фитнес клуба может изменяться в зависимости от появления новых видов услуг.
Реклама
Без грамотно проведенного продвижения и рекламных компаний, успешное развитие бизнеса невозможно. Чтобы о вашем фитнес клубе и его услугах узнало как можно больше потенциальных клиентов, необходим ряд локальных мероприятий:
- Размещение привлекательной и хорошо заметной вывески, которая обязательно должна отображать виды услуг фитнес клуба;
- Расклейка рекламных плакатов и листовок в районе расположения заведения – на досках объявлений возле бизнес центров и торговых комплексов, на остановках общественного транспорта, возле крупных парковок;
- Распространение листовок с рекламой клуба;
- Создание и раскрутка социальных страниц: Facebook, Instagram, Twitter...
- Запуск рекламы на радиостанциях вашего города;
- Создание и раскрутка канала на YouTube;
- Создание региональной рекламной компании Google Adwords;
- Организация «дня открытых дверей» с пробными бесплатными тренировками для всех желающих.
При организации рекламных кампаний нужно учитывать сезонность бизнеса – в летнее время наблюдается спад посещаемости, так как многие уезжают на отдых. Этот период нуждается в особо активной рекламной поддержке, подразумевающей сезонные скидки и льготные условия посещений.
Финансовый план
На основе перечисленных выше пунктов, составляется финансовый план, в котором учитываются затраты двух основных типов:
- Первоначальные, включающие в себя приобретение оборудования, ремонт, покупку мебели, а также расходы на регистрацию предприятия;
- Ежемесячные затраты: аренда помещения, уплата налогов, расходы коммунальные и эксплуатационные, заработная плата персонала, расходы на проведение рекламных компаний.
Важно произвести также расчет дохода, который будет приносить фитнес клуб. Зная приблизительную прибыль от бизнеса и затраты, легко можно вычислить его рентабельность. Доход тренажерного зала можно с достаточно высокой степенью точности вычислить, ориентируясь на среднюю стоимость абонемента в вашем районе города и планируемое количество посетителей. Стоит учитывать, что в первые месяцы работы фитнес клуба, среднемесячное число его клиентов вряд ли превысит 100-150 человек, но со временем можно уверенно рассчитывать на 400-600 посетителей. Существует так называемое правило Парето, которое говорит о том, что 80% посетителей любого зала – это постоянные клиенты, а 20% - новые.
Составляя бизнес план для фитнес клуба, важно рассчитать сроки окупаемости бизнеса. При выполнении всех описанных условий, а также активном рекламном продвижении, вложения окупятся через 1,5-2 года.