Онлайн-тренировки, как новый источник дохода фитнес клуба
Когда в марте 2020 года фитнес-клубы закрылись на карантин, казалось, что это не продлится слишком долго. В создавшейся ситуации каждый начал решать проблему по-своему – кто-то купил домой гребной тренажер Concept2 Model D PM5, а кто-то и вовсе изменил формат занятий и начал тренироваться на турниках и брусьях. Но оказалось, что карантин – это надолго и для многих это стало настоящей проблемой. С другой стороны искали выход из «финансовой ямы» фитнес-клубы, которые еще меньше своих посетителей были готовы к длительному перерыву.

Онлайн-тренировки от фитнес-клубов: адаптация старой идеи к новым реалиям
Но если школьники могут тренироваться в режиме онлайн, почему это нельзя делать спортсменам? Тем более, что практика онлайн-тренировок далеко не нова и ее нужно лишь адаптировать под использование коммерческими залами. Несколько фитнес-клубов из США стали «первопроходцами» - они первые предложили своим клиентам не ждать окончания пандемии, а тренироваться прямо сейчас, используя возможности интернета. Потребителям были предложены абонементы на срок от одного месяца до года, по приемлемой цене. Кроме этого, клубы предоставляли бесплатные пробные занятия, чтобы каждый мог определить подходит ему это или нет.

Нововведение было воспринято благосклонно и буквально с первых дней начала работы сервисов абонементы начали активно покупать. Вскоре этот опыт переняли десятки других залов США и Канады, а затем оценили преимущества такого решения в Европе и Азии. Не все в новой сфере было гладко – некоторые клиенты, привыкшие использовать в зале профессиональные тренажеры для фитнеса, адаптировались к новым условиям тяжело. Но это было лишь на этапе становления и сейчас, когда многим сервисам онлайн-тренировок исполнилось 4-5 месяцев, все проходит как нельзя лучше.

Как устроены онлайн-тренировки?
Начинается все с составления программы тренировок и графика. Это важная часть работы, которая ложится на инструкторов. Важно учитывать специфику занятий дома, а точнее то, что клиент находится в ограниченном пространстве, а арсенал его оборудования для фитнеса, чаще всего, очень ограничен. Организация тренировок включает в себя составление расписания, согласно которому каждый может выбрать интересующий его тип занятий и время.

Неизбежны при использовании нового формата и проблемы, прежде всего психологического плана. Прежде всего, многих клиентов смущает домашняя обстановка, не дающая настроиться на рабочий лад. Не секрет, что многие выбирают для себя тренажерные залы именно потому, что там царит особая атмосфера. Но уже после 2-3 «онлайнов» почти все отлично адаптируются, и новый способ взаимодействия с инструктором перестает вызывать дискомфорт.

Важный участник тренировочного процесса – модератор. Он следит за онлайн-занятиями и после их завершения помогает скорректировать работу инструкторов. В его обязанности входит не только «разбор полетов», но и обучение сотрудников работе с камерой, взаимодействию с подопечными, наблюдение за технической частью проекта. Последняя, кстати, у нас в стране становится слабым местом нового бизнеса. Плохое качество интернет-соединения может стать причиной задержки и даже срыва  тренировки. Увы, специалисты фитнес-клуба не могут на это повлиять и могут предложить лишь перенос занятия. А вот технические проблемы на стороне клиента, например, настройку веб-камеры или микрофона, удается решать, чаще всего, успешно.

За 15 минут до старта модератор включает оборудование и проверяет его работоспособность. После того как звук и изображение настроены, этот же сотрудник фитнес-клуба проверяет у участников трансляции коды бронирования, свидетельствующие об оплате услуги. Если все в порядке – тренировка начинается.

Оборудование для онлайн-тренировок
В начале, когда фитнес-клубы делали только первые шаги в новой для себя сфере услуг, никто толком не знал, какая техника должна использоваться в работе. Стоит отметить, что такая трансляция существенно отличается по требованиям к оборудованию от обычных стримов. Многие клубы пытались использовать в работе примитивные веб-камеры любительского уровня и строительные светильники, но качественной «картинки» не получили.  Нечеткое изображение, посторонние звуки, перекрывающие речь инструктора, слишком слабое или наоборот излишне интенсивное освещение снижают эффективность занятий и отбивают у клиентов охоту участвовать в онлайнах.

Поэтому те фитнес-клубы, которые были на самом деле заинтересованы в развитии перспективного направления, приобрели специальное оборудование: камеры 4K, профессиональные светильники, чувствительные направленные микрофоны, штативы и даже фоны. Вложения в оборудования невелики, но полностью себя оправдывают. Дальнейший опыт работы показал, что сэкономившие на технике клубы начали стремительно терять аудиторию после появления на рынке фитнеса фирм, которые отнеслись к материально-технической базе серьезно.

Напоследок стоит сказать, что не все тренировки онлайн проходят одинаково. Одни дисциплины, такие как тайбо, пилатес или йога, словно созданы для дистанционных занятий, а другие, например, фитнес, требуют применять профессиональные силовые тренажеры, например, для работы со свободными весами. Очень непросто дать атлету, привыкшему к хорошо оборудованному залу, адекватную нагрузку без доступа к тренажерам, но профессионализм инструкторов помогает выйти из этой ситуации и найти замену практически любому упражнению.